Суббота, 18.05.2024, 20:13
Детская музыкальная школа №19
г. Саратов
Главная Регистрация Вход Версия для слабовидящих
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
.
Категории раздела
Методические работы [11]
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 288
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
 Каталог методических работ
Главная » Статьи » Методические работы

Воспитание и обучение дошкольника на основе эмоциональной отзывчивости на классическую музыку. Антипина В. П.

Воспитание и обучение дошкольника на основе эмоциональ­ной отзывчивости на классическую музыку.

 

      Дети дошкольного возраста не умеют управлять своими эмоциями. Разные по характеру чувства у них мгновенно возникают и столь же быстро исчезают. По мере развития эмоциональной сферы они стано­вятся более рациональными, подчиняются мышлению. Дети учатся понимать не только свои чувства, но и переживания других людей, различать эмоцио­нальные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Дошкольник может сопереживать, сочувствовать литературному ге­рою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре любые эмоциональные состояния.

      Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка. Огромную роль в обогащении эмоционального опыта играет музы­ка. Она издавна признавалась незаменимым сред­ством формирования личностных качеств челове­ка, его духовного мира. Еще древнегреческие уче­ные обосновывали воздействие музыки на эмоции человека. Доказывалось, что одни мелодии укре­пляют мужество и стойкость, другие, наоборот, изнеживают человека, ослабляя дух. Эти мысли древних ученых нашли отражение и в современ­ных исследованиях. Так, например, Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова считают, что именно эмоции составля­ют "корень эстетики" музыкального искусства. Про­буждение эмоциональной отзывчивости - первое и главное условие успешного общения дошкольников с искусством. Только через переживания ребенка мож­но увлечь и заинтересовать музыкой.

В психологии под эмоциональной отзывчивостью (восприимчивостью, чувствительностью) понимаются:

свойство индивида легко, быстро и гибко эмоцио­нально реагировать на различные воздействия - социальные события, процесс общения, особенно­сти партнеров и т. д.;

эмоциональная реакция на состояние другого че­ловека как основная форма проявления действен­ного эмоционального отношения к другим людям, включающая сопереживание и сочувствие;

показатель развития гуманных чувств и коллекти­вистских отношений.

      Что касается эмоциональной отзывчивости на про­изведения искусства, то это умение откликаться на со­бытия, явления, произведения разных жанров; спо­собность сопереживать героям, соотносить литера­турные факты с жизненным опытом; эмоциональное сопереживание музыке и отклику на произведения искусства. Тоже своего рода отправная точка разви­тия эстетических чувств, отношений, потребностей и интересов личности.

У детей эмоциональная отзывчивость к музы­ке проявляется очень рано, выступая базисом всех структур музыкального сознания. Она представляет собой формируемое личностное качество, содержа­нием которого является эмоционально-ценностное отношение к музыке.

      В процессе исследования путей развития эмо­циональности у младших дошкольников были вы­делены задания, выполняя которые, дети с помо­щью музыки постигают все более сложные чувства. Так, дошкольникам могут быть предложены различ­ные способы "моделирования" характера звучания. В первую очередь это уподобления характеру му­зыки, что выражается в пластике рук, мелкой мото­рике, эмоционально-окрашенном слове. Эффектив­но в этом возрасте тактильное уподобление, кото­рое представляет собой прикосновение педагога к руке ребенка во время звучания музыки с одно­временными тихими, выразительными пояснения­ми ее характера. Вокальное уподобление - "выве­дение голосом" мелодии, чтобы побудить дошколь­ника подпеть.

      Дети младшего и среднего дошкольного возраста легко подда­ются развитию эмоцио­нальной отзывчивости к музыке. Однако это не означает, что в стар­шем дошкольном воз­расте подобную рабо­ту проводить не нужно. По мере накопления музыкального опыта необходимо развивать у детей эмоционально-мотивированную оценку.

      Эмоциональная отзывчивость выступает пока­зателем развития интереса, вкуса, эмоционально-оценочного отношения к музыке, выразительности ис­полнения, творческой активности. В результате разви­тия всех этих компонентов музыкально-эстетического сознания у ребенка формируется оценочное отноше­ние к произведениям музыкального искусства. Оно выражается через эмоции, желание слушать. Оценоч­ное отношение свидетельствует о значимости музы­кального впечатления. По мере накопления опыта оно приобретает осознанный характер. Дошкольник мо­жет назвать любимые произведения, напеть, повто­рить. Таким образом, важно обеспечить динамику раз­вития эмоционально-оценочного отношения детей к музыке - от эмоциональной оценки в младшем воз­расте к мотивированной оценке посредством мыш­ления и воображения в старшем.

       Положительное эмоционально-оценочное отноше­ние к музыке ребенок реализует в самостоятельных творческих проявлениях, активности в различных ви­дах музыкальной деятельности. Накопление впечат­лений формирует его как личность. На взгляд ученых, эмоционально-оценочный компонент отношения у старших дошкольников в значительной степени обо­гащается интеллектуально-оценочным. Их соотноше­ние, равновесие или преобладание одного над дру­гим будет зависеть от уровня музыкального развития и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

       Таким образом, эмоциональная отзывчивость яв­ляется исходной точкой многих музыкальных прояв­лений: от эмоционально-ценностного отношения как основы развития музыкальности до формируемого музыкального мышле­ния и воображения как важнейших психических процессов.

       Исследования ученых в этой области состав­ляют основу интегриро­ванных занятий с воспи­танниками ГОУ "Детский сад № 1333" г. Москвы. Педагоги используют классическую музыку, позволяющую ребенку пере­жить эмоции, которые он не в состоянии почувство­вать в повседневной жизни.

Основная задача педагогического коллектива - до­биться того, чтобы эмоциональные впечатления, до­ступные интонации музыки композиторов-классиков стали привычными, узнаваемыми детьми.

       Система подбора репертуара, методы творче­ской работы, поставленные задачи предусматрива­ют развитие взаимосвязи эмоциональной отзывчиво­сти, мышления, воображения, внимания дошкольни­ков, активизацию проявлений творчества. Так, музы­кальный руководитель детского сада использует про­грамму О.П. Радыновой "Музыкальные шедевры", цель которой - формирование основ музыкальной куль­туры у детей дошкольного возраста. На занятиях по развитию эмоциональной сферы педагог-психолог руководствуется программой О. Хухлаевой, О. Хухлаева, И. Первушиной "Маленькие игры в большое сча­стье", в которой рассматриваются темы "Я хозяин сво­их чувств", "Мои чувства", "Какие чувства живут в при­роде".

       Темы занятий могут быть разнообразными, но изучаются параллельно. Например, тема "Приро­да и музыка" включает в себя произведения, в ко­торых выражены настроения, созвучные той или иной картине природы, времени года, дня. В рабо­те педагога-психолога по теме "Чувства в природе" используются психогимнастические упражнения в сопровождении классической музыки, проигрыва­ются образы природы: грустный дождик, веселый ручеек, хмурое небо и контрастные по характеру образы (дождливый и солнечный день, дерево ра­дости и грусти). Итогом этой работы стал интегрированный досуг "Полон красок и чудес осенью вол­шебный лес".

       На занятиях по музыкальному воспитанию дошкольники сравнивают произведения с одинаковы­ми названиями, определяют, какую сказку рассказы­вает музыка: добрую, сердитую или злую. Учатся раз­личать смену настроений, образов в одной сказке. С помощью игрушек би-ба-бо, используя психогим­настику, игры в сопровождении классической музы­ки, педагог-психолог помогает детям глубже прочув­ствовать эмоции сказочных персонажей, творчески и осмысленно передать его образ. Итогом данной рабо­ты стала музыкальная игра-сказка "История года" для детей старшего дошкольного возраста и музыкальная игра-сказка "Теремок" для детей среднего дошколь­ного возраста.

       Таким образом, систематическое и целенаправлен­ное воспитание и обучение на основе эмоциональ­ной отзывчивости на классическую музыку обеспе­чивает интеллектуальный рост дошкольника. Кроме того, эмоциональная отзывчивость на музыку состав­ляет основу развития отзывчивости в реальной жиз­ни, воспитания таких качеств личности, как доброта, душевность, чуткость, умение сопереживать друго­му человеку.

Список использованной литературы


1.     Котляревский И.А., Полянский Ю.А. Актуальные проблемы музыкального образования. - Киев. «Музычна Украина», 1986.

2.     Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. - М.: " ВЛАДОС", 1997.

3.     Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М.: " ВЛАДОС", 1997.

Категория: Методические работы | Добавил: marina (14.10.2013)
Просмотров: 1358 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Ссылка
ССЫЛКА
Ссылка
ССЫЛКА
.
.
...
...
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  • Создать бесплатный сайт с uCoz