Проектная деятельность для преподавателей является одной из форм организации образовательной деятельности, развития компетентности, повышения качества образования, демократического стиля общения с детьми.
(Формирование личности – сложный, многозначный процесс, сочетающий в себе моменты физиологического, психического и социального становления человека и определяющийся внутренними и внешними, естественными и социальными условиями. Развитие и совершенствование личности, особенно в детстве, происходит, главным образом, под влиянием воспитания. Хочется отметить, что именно эстетический параметр воспитания играет главную роль. Развитие у детей способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, формирование эстетического вкуса и способности к творчеству – это и есть эстетическое воспитание.
В современной жизни России особое значение приобретает повышение роли искусства в общем образовании как фактора, который способствует раскрытию творческого потенциала детей.
С этой целью МБУДО «ДМШ №19» было создано два проекта
«Духовное здоровье ребенка, как условие развития личности»
«Наполним музыкой сердца»
Главной целью проектов является духовное и гражданское возрождение личности, повышение значимости художественного образования как фактора, способствующего раскрытию творческого потенциала детей. Именно нравственно-эстетическое воспитание ребенка определяет то место, которое он займет в своей дальнейшей жизни.
Основными задачами проектов являются формирование доступной для молодого поколения высококультурной общественной среды, организация содержательного досуга, выявление, продвижение и поддержка одаренных детей. Эстетическое восприятие реального мира характеризуется, прежде всего, целостностью (музыка, живопись, литература). Именно музыка является сильнейшим средством формирования интеллекта, эмоциональной культуры, чувств, нравственности.
В рамках проектов «Духовное здоровье ребенка, как условие развития личности», «Наполним музыкой сердца» осуществлялось сотрудничество нескольких образовательных учреждений МС(к)ОУ «Специальной образовательной (коррекционной) школы-интерната №4, МДОУ ЦРР – детский сад №20 «Аленький цветочек», МДОУ "Детский сад компенсирующего вида № 3", МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 14 «Ёжик», МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 8 «Ягодка»;ГУК «Областная универсальная научная библиотека», областная филармония им. А. Шнитке.
Все мероприятия, отмеченные в рабочих планах проектов, проводили преподавателями и учащимися МБУДО «ДМШ №19», как в собственном помещении, так и в детских садах, школе-интернате, в областной библиотеке. План мероприятий был представлен всем структурным подразделениям, в которых осуществлялась проектная деятельность. Проект позволили по составленной программе в рамках уставной деятельности выработать новые подходы к этой деятельности, новые формы и методы, придать ей системный характер.
Для осуществления проектов использовалась часть материальных ресурсов, имеющихся в школе – помещения, музыкальные инструменты, оргтехника.
Самое главное в проектной деятельности – это настроение детей, их отношение к обществу, к внешнему миру. Сухомлинский говорил: «То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы. Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство!». За красотой музыки дети сумеют понять вечные ценности.
Следуя сложившимся традициям, преподаватели и учащиеся МБУДО «ДМШ №19» разрабатывают новые планы мероприятий и находятся в постоянном творческом поиске.
В МБУДО «ДМШ№19» реализуется методический проект
«Психология сотрудничества»
Характерные для современного общества процессы глобализации, интеграции и демократизации выводят на первый план психологическую готовность людей к сотрудничеству. В обществе постепенно осознаются негативные последствия противостояния, соперничества, нездоровой конкуренции и конкурентной борьбы, в качестве альтернативы которым выступают призывы к взаимопониманию, конструктивному диалогу, компромиссу, сотрудничеству. К сожалению, практическая реализация таких призывов тормозится в силу различных причин, одной из которых, на наш взгляд, является нежелание и неспособность некоторых людей к сотрудничеству. В этой связи рассмотрим понятие «сотрудничество», эмпирические проявления сотрудничества в различных сферах жизнедеятельности людей, а также условия формирования психологической готовности к сотрудничеству
Таким образом, проблема сотрудничества достаточно широко представлена в различных исследованиях, но практически во всех определениях сотрудничество рассматривается в своем процессуальном аспекте как форма поведения, взаимодействия, совместной деятельности. Особый интерес представляет собой рассмотрение сотрудничества - как особого свойства личности, являющегося условием успешного взаимодействия субъектов в процессе совместной деятельности.
Способность к сотрудничеству необходима в любой совместной деятельности, при установлении деловых связей, коллегиальном, сопричастном стиле руководства, коллективном/групповом принятии решений, согласовании действий, целей и задач.
Способность к сотрудничеству - это комплексное свойство личности, обеспечивающее взаимопонимание и согласие людей друг с другом в совместной деятельности. По своей сути данная способность проявляется в умении взаимодействовать (быть) с другими людьми ради сохранения отношений и достижения обоюдовыгодного результата. Психологическая готовность к сотрудничеству - сформированность у субъекта психологических свойств, обусловливающих взаимовыгодное взаимодействие с участниками совместной деятельности. Психологическая готовность к сотрудничеству включает в себя, помимо способности к сотрудничеству, также осознание необходимости и желание сотрудничать.
Вековой педагогический опыт и многие современные исследования доказали, что между учителем и учениками должно быть реальное сотрудничество, партнерство, а не диктат со стороны учителя. При этом руководящая роль должна принадлежать педагогу: именно он является носителем тех социальных образцов, которые должны быть усвоены учащимися. Без помощи учителя ученики не смогут вскрыть ни сущность усваиваемых понятий, ни содержание эффективных способов работы с ними. Самостоятельное продвижение оставит их на поверхности предмета усвоения.
|