Суббота, 18.05.2024, 21:12
Детская музыкальная школа №19
г. Саратов
Главная Регистрация Вход Версия для слабовидящих
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
.
Категории раздела
Методические работы [11]
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 288
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
 Каталог методических работ
Главная » Статьи » Методические работы

Музыка в эстетическом воспитании детей. Роль музыки в эстетическом воспитании детей. Антипина В. П.

Музыка в эстетическом воспитании детей. Роль музыки в эстетическом воспитании детей.

 

       Будущее наших детей, гармоническое их развитие и формирование их способностей осуществляется в наше время. Задача настоящей статьи — дать теоретический анализ проблемы способностей и привлечь внимание к практической стороне ее решения в процессе обучения и воспитания, показать некоторые возможности всестороннего развития детей.

 

       Проблема способностей всегда была и остается острой и жизненно важной: перед каждым индивидом постоянно возникает необходимость в удовлетворении жизненных потребностей и вместе с тем практическая возможность их удовлетворения оказывается зависимой от условий жизни, наличия способностей и умений. Практическая деятельность постепенно выявила наиболее искусных индивидов, проявивших себя в разных видах деятельности: одни из них постоянно обрабатывали землю, другие занимались скотоводством, третьи — постройкой жилищ, четвертые — различными ремеслами и т. д. Таким образом, возникновение понятия о способностях с самого начала было связано с разделением труда и с определенным видом трудовой деятельности, что закрепилось и в их названии: до сих пор, когда хотят определить конкретные способности, их называют музыкальными, литературными, математическими и т. д. Связь способностей и труда прослеживается не только в названии, но и в их содержании и детерминированности — музыкальные способности обнаруживаются и формируются только в музыкальной деятельности, как бы примитивна она ни была: в пении, попытках подбирания мелодий на инструменте. Только в ней они могут проявляться и развиваться. То же самое можно наблюдать и с проявлением других способностей.

      Разумеется, в первобытном обществе и позднее, чтобы удовлетворить жизненные потребности, человек еще долго вынужден был заниматься различными видами деятельности. Но к одному какому-то виду или нескольким из них он приспосабливался лучше, а затем они становились его профессией. Постепенно, с развитием производства, количество видов человеческой деятельности необычайно разрослось. Это привело к дальнейшей дифференциации людей по способностям. Разделение труда, вызвавшее возникновение проблемы способностей, обусловило ее социальное и личностное содержание: с одной стороны, обеспечило удовлетворение потребностей общества в необходимых продуктах, а с другой — создало необходимые условия для проявления и развития способностей человека. Дальнейшее увеличение видов трудовой деятельности привело к существенным изменениям в социальной структуре личности: человек становился все более зависимым от общества как в социальном, так и в материальном, производственном и духовном отношениях.

       С развитием государства возникла необходимость в целенаправленном воспитании подрастающих поколений, отвечающем социальным потребностям общества и подготовке их к будущей трудовой деятельности. Классовое расслоение общества предопределило и направленность этого воспитания. Так, в эпоху рабовладельческого строя у детей господствующего класса воспитывали презрительное отношение к физическому труду, который считался уделом рабов. Детям рабовладельческой элиты в наиболее развитом античном государстве — Афинах (V в. до н. э.) старались обеспечить достойное их положения гармоническое развитие.

      Классовый характер феодального общества был причиной такого же разобщения обучения и трудового воспитания, оно исключало и гармоническое развитие личности. В начальных монастырских школах, а затем в приходских школах обучали латыни, церковному пению и простейшему счету. В школах повышенного типа, готовивших высшее духовенство, кроме богословия изучались так называемые «семь свободных искусств»: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Духовенство также презирало физический труд. Поэтому такое образование не готовило к труду. В редких случаях оно могло содействовать развитию только односторонних способностей к философии, астрономии, математике.

       В XII — XIII веках в городах появились цеховые школы для детей ремесленников, в которых осуществлялось трудовое воспитание. Элементарное обучение счету, письму и чтению мало способствовало умственному развитию и еще меньше — гармоническому воспитанию человека. Идея всестороннего развития личности была впервые провозглашена родоначальником утопического социализма Томасом Мором (1478 — 1535). Он требовал, чтобы обучение подрастающего поколения объединялось с самообразованием, приобщением к науке и подготовкой к предстоящей трудовой деятельности.

       Переход к частной собственности на средства производства привел к классовой дифференциации общества, в процессе которой произошло разграничение умственного и физического труда и закрепление их за антагонистическими классами. Капиталистический способ производства, используя «техническое подчинение рабочего», подавляет его способности, а почти постоянная безработица лишает человека свободы выбора профессии. Все более ограниченное приложение потенциальных сил человека, концентрирующееся на одном виде деятельности, приводит к одностороннему и неполноценному развитию личности. Классики марксизма-ленинизма указывали, что «… общество, организованное на коммунистических началах, даст возможность своим членам всесторонне применять свои всесторонне развитые способности».

 

       Научно-техническая революция в наше время со всей остротой поставила вопрос о всестороннем развитии и политехническом образовании подрастающего поколения. Так, скачок в техническом перевооружении промышленности, медицины и других областей, обусловленный НТР, привел к возникновению новых отраслей знаний и профессий, не известных ранее: программиста ЭВМ, оператора станков с программным управлением и автоматических линий, врача-инженера, обеспечивающего работу приборов «искусственное сердце», «искусственная почка», «искусственное легкое». Труд этих людей основан на синтезе естественнонаучных и технических знаний. Наиболее перспективные и плодотворные исследования осуществляются на стыке двух или нескольких наук. Они требуют глубокого изучения ряда областей знаний, которые также связаны с развитием многосторонних способностей.

       Однако несмотря на то, что уже теперь нередко встречаются лица, не только овладевшие смежными профессиями, но участвующие в художественной самодеятельности или увлекающиеся спортом, живописью или поэзией, проблема всестороннего развития способностей еще далеко не решена.

      Психологическая и педагогическая науки до сих пор занимались проблемой специальных способностей — музыкальных (Б. Теплов), литературных (В. Ягункова), математических (В. Крутецкий). Способность к нескольким видам деятельности, распространенная в эпоху Возрождения и изредка проявляющаяся в более позднее время, отмечается в истории культуры как уникальная. Одаренность Леонардо да Винчи и Микеланджело, В. Гете и М.Ломоносова, А. Бородина, М. Чюрлениса и Ч. Сноу не подвергалась специальному исследованию. Взаимовлияние свойственных им способностей и их взаимодействие не изучались, поэтому и личность этих выдающихся людей не раскрыта во всей полноте и осталась до сих пор необъяснимым явлением.

       Естественно может возникнуть вопрос: всем ли доступны занятия музыкой? Поставим этот вопрос шире: что в способностях является результатом действия наследственных или врожденных (образовавшихся во внутриутробный период жизни) факторов и что приобретено прижизненно, под влиянием среды, обучения, воспитания. От правильного теоретического подхода к этому вопросу зависит и возможность его практического решения. Если признать, что способности обязаны своим происхождением только наследственному или врожденному фактору, то задачей психологии будет нахождение путей выявления способных и талантливых, а задачей педагогики — разработка эффективных методов овладения необходимыми знаниями и умениями для скорейшей и успешной профессионализации наиболее пригодных. Такой концепции — о наследственном и неизменном характере способностей — придерживаются американская и западноевропейская психологическая наука, на них опираются и педагогические системы обучения. Так, в США после отбора одаренных детей с помощью сложной системы тестов их объединяют в группы и интенсивно обучают по специальной программе, приспособленной к овладению тем или иным видом научной или практической деятельности. Применяют и другие формы: способным детям разрешают переход через класс или обучение в различных классах по тем предметам, по которым они показывают высокую успеваемость. Основной принцип — выявление способных детей и ускоренное их обучение.

       Сторонниками врожденного характера музыкальных способностей являются зарубежные психологи в области одаренности Г. Ревеш и К. Си-шор, хотя подход к исследованию структуры одаренности у них разный. Так, Ревеш пишет, что искусство и наука доступны только тем, кто «избран» для этого, кто имеет «особое» «врожденное» предрасположение, которое не всем свойственно. Нетрудно убедиться, что такая точка зрения, выраженная от имени науки, может быть использована в классовых или расистских целях. Так было в прошлом, так происходит и теперь на Западе, где государственные системы обучения построены с отюрой на теорию врожденной одаренности. Причем, подвергая детей заведомо тенденциозному тестовому отбору, эти системы призваны убедить людей в том, что одаренность свойственна только привилегированным классам общества. Об этом пишут ученые ФРГ К. Мюллер и А. Хут. В так называемом «балансе способностей молодежи», разработанном Хутом, говорится, что 3 % молодежи является слабоумной; 30 %, могут выполнять только несложные операции, 27 % — стать рабочими узкого профиля, 25 % — квалифицированными рабочими широкого профиля; 10 % могут окончить техникум, а 5 % — заниматься в высших учебных заведениях. Английские ученые Дж. Бередей и Дж. Лоурайс распространили теорию врожденных способностей на целые народы, придав ей видимость социальной и национальной обусловленности. По мнению этих ученых, в развитии мировой цивилизации роль различных народов определяется количеством гениев; талантливые люди показывают миру достоинства той группы общества, к которой они принадлежат.

      Классовая тенденция, призывающая к дискриминационной системе обучения, выражена наиболее цинично американским специалистом по вопросам труда Дж. Поундом; он считает, что образование и высокий уровень умственного развития относятся к отрицательным качествам рабочего, так как делают его «недовольным и строптивым».

      В разное время концепции о врожденном характере способностей противопоставлялась другая точка зрения: все способны, неспособность — исключительно редкое явление, все зависит от условий жизни, обучения и воспитания. Такая точка зрения выражалась в XIX веке музыкальным теоретиком А, Б. Марксом, такого же мнения придерживался С. Надель в 20-х годах нашего столетия. Близко к ним мнение Ф. Брентано, который считал, что у всех людей есть предрасположение к музыкальности, задача же воспитания — дать музыкальное образование, включающее определенные умения.

       Несмотря на неточность и односторонность этих концепций, они более прогрессивны, чем теории врожденной одаренности. Но слабость их в том, что они не подтверждаются повседневной практикой: на каждом шагу мы убеждаемся в том, что среди людей имеется огромное различие по способностям. Есть музыкально одаренные и очень способные, есть малоспособные и неспособные. Каждый человек к чему-то и в какой-то мере способен. Уравнивать всех по способностям равносильно отказу от проблемы способностей: раз все способны, то и проблемы, собственно, не существует. На самом деле это сложная и актуальная проблема, требующая глубокого изучения.

       Мы привели крайние взгляды на происхождение способностей, в которых доказывается приоритет наследственных факторов или социальных, включающих обучение и воспитание. Они противопоставляются друг другу, и в их гиперболизации заключается главный недостаток этих теорий. Но наследственность и среда — это разные категории в естественнонаучном и гносеологическом плане. Наука доказывает, что среда не противопоставляется наследственности, а «запрограммирована» в биологической структуре всего живого. Каждый организм рождается в определенных экологических условиях, с наилучшей приспособленностью для жизни в ней. Советский ученый А, М. Вейн на основании большого экспериментального материала показывает, что природные ритмы — годовые (смена времен года), месячные (главным образом, лунные) и особенно суточные — как бы вписаны в жизнедеятельность животных и человека.

      Единство биологического и социального в человеке убедительно подтверждается на многих примерах. Так, трагические случаи, описанные французской исследовательницей Р. Заззо, когда маленькие дети росли среди животных, убедительно показали, что основные человеческие свойства у них не проявились, а умственное развитие остановилось на уровне 2-летних детей. Оказавшись снова среди людей, они еще долго передвигались на четвереньках, за длительный срок с трудом могли усвоить несколько слов, так и не научились есть с помощью рук. Вывод из этих трагических экспериментов, поставленных природой, суров: несмотря на свойственные человеку видовые предпосылки к прямохождению, еде с помощью рук и развитию мышления, эти присущие всем людям свойства, которые не могут быть даже причислены к способностям, осваиваются только в человеческом обществе, в определенной социальной среде. Видовым, генетическим путем человеку передаются только предпосылки к речи, прямохождению, мышлению. Всему этому ребенок должен научиться. И делает он это прижизненно, в процессе усвоения социального опыта многих поколений. Поэтому глубоко прав французский ученый А. Пьерон, заявивший, что «ребенок, родившись, является только кандидатом в люди».

      …Наша наука исходит из концепции о диалектическом единстве природного и приобретенного в способностях, подчеркивая при этом решающее значение активной деятельности индивида для их взаимодействия. На ранних стадиях эта активность может проявляться в виде влечения или склонности к какому-либо виду деятельности; Важно то, что именно в деятельности впервые проявляются, а затем и формируются в способности бесчисленные сочетания наследственных и приобретенных особенностей, а самые разнообразные варианты условий и задач деятельности дают необозримый простор для формирования различных способностей и, тем самым, овладения различными видами деятельности.

      Что же является субстратом способностей? Ведь если способности, например музыкальные, формируются прижизненно, то что-то изначальное должно быть заложено в структуре человеческого мозга. В конце 30-х — начале 40-х годов советские психологи выдвинули понятие о задатках, под которыми понимались анатомо-физиологические особенности нервной системы и мозга (Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн). Им при давалось решающее значение в формировании способностей. «Можно считать безнадежным или почти безнадежным делом воспитать у человека такую способность, задатки для которой у него отсутствуют», — писал Теплов. До сих пор в большинстве научных работ на задатки ссылаются как на исходный субстрат развития человеческих способностей. Иногда делается уточнение: специальные, например музыкальные или художественные, способности связываются с особым строением слухового или зрительного органа. Однако несмотря на значительное развитие генетики, нейрофизиологии и других специальных наук, исследующих мозг на различных уровнях (молекулярном, клеточном, структурном), не удалось обнаружить локальные участки, относящиеся к той или иной способности или психическому свойству. Создается парадоксальная ситуация: на задаток опираются для объяснения происхождения способностей, но он оказывается не получившей подтверждения словесной конструкцией. Уточним: наша критика направлена против анатомо-физиологического понимания задатка, которое не получило объективного научного подтверждения. Но она не отвергает психологического понятия задатков: под ними понимаются врожденные или прижизненно приобретенные свойства личности, которые облегчают овладение какой-либо деятельностью и позволяют ее осуществлять на высоком качественном уровне.

      Можно отметить повышенную эмоциональную отзывчивость на музыку, которая образует склонность, влекущую за собой развитие слухомоторных способностей, а вместе с ними — музыкального слуха и чувства ритма. В таком же роде можно говорить об особенностях цветоразличения, чувстве формы и зрительной памяти (которые выражаются в острой эмоциональной реакции на картины природы и человеческий облик), формирующих в дальнейшем специфический вид наглядного образного мышления. Эти свойства можно считать психологическими предпосылками к художественным способностям живописца и скульптора. Такого же рода предпосылками для развития поэтических способностей является острое переживание выразительности речи, которая помимо своего смыслового значения воздействует также своим звучанием и ритмом. Таким образом, предпосылками формирования способностей в психологическом смысле действительно являются некоторые особые психические свойства. В процессе музыкальной, изобразительной или поэтической деятельности они формируют устойчивую склонность к музыке или живописи, а затем включаются в качестве основного звена в сложную функциональную систему, являющуюся мозговым субстратом этих способностей.

       Формирование функциональной системы в процессе деятельности показывает ее прижизненный характер. В. М. Бехтерев заметил, что у неграмотного человека не может быть врожденного центра письма, поскольку такой функциональный центр образуется только в процессе овладения грамотой. Понимание функциональной системы как прижизненно формирующегося субстрата способностей разделяется современной психологией и неврологией (П. К. Анохин, А.Н. Леонтьев, А. Р. Лурия).

      Что собой представляет функциональная мозговая система? Все, что воздействует на человека с момента рождения, усваивается и перерабатывается мозгом. Он включает корковую и подкорковую области, которые объединяют организм в единую динамическую систему и осуществляют тонкое регулирование входящих в нее подсистем: сосудистой, лимфатической, эндокринной, двигательной и т. д. Мозг осуществляет тесную связь и слаженную работу всех подсистем, обеспечивает функционирование организма как целого и тем самым — продуктивную деятельность личности. В процессе овладения какой-либо деятельностью в коре головного мозга формируются динамические функциональные системы, управляющие этой деятельностью, накапливающие необходимые знания и опыт. В отличие от понятия анатомо-физиологического задатка как органического, следовательно, наследственного или врожденного, функциональная система является результатом сложного динамического взаимодействия многих участков мозга, расположенных на различных уровнях нервной системы, которая может включать различные сочетания входящих в нее звеньев. Причем, как указывает Н. А, Бернштейн, в функциональной системе, когда она уже сформировалась, постоянными компонентами для данного действия остаются начальное (задача) и конечное (результат) звенья. Промежуточные звенья, осуществляющие управление действием, могут располагаться в различных сочетаниях. Таким образом, с точки зрения современной психологии, высшие психические функции человека представляют собой сложные саморегулирующиеся процессы. Они социальны по происхождению и опосредованы внешними воздействиями, а по способу функционирования сознательны и произвольны (А.Р.Лурия). Но у каждого эти процессы сугубо индивидуальны.

      Что же является природным в музыкальных способностях и что приобретенным? Бесспорно, что способность к анализу специфических звуковых сигналов — речевых и музыкальных — является природной, передающейся по наследству. Это биологическая система сугубо человеческого видового опыта, закрепленного в процессе эволюции. Но степень звукоразличения, острота дифференцирования приобретается прижизненно. Превращение звуковых (речевых или музыкальных) сигналов в содержательную, смысловую или эстетическую информацию происходит в результате обучения и воспитания, приобретения речевого или музыкального опыта в определенной социальной среде, в условиях определенной музыкальной культуры. Способностью преобразовывать звуковой поток в содержательную информацию человек существенно отличается от животных, для которых звуки любого языка или любой мелодии остаются только раздражителями. Таким образом, музыкальные способности представляют собой сложное сочетание природного (врожденного), социального и индивидуального.

       Как же формируются музыкальные способности? Почему все же есть музыкально малоспособные и неспособные? Много тысячелетий тому назад, пишет Ф. Энгельс, у наших обезьяноподобных предков появилась необходимость что-то сказать друг другу. Это привело к постепенному, но неуклонному преобразованию гортани для более развитой модуляции. Постепенное развитие речи шло одновременно с соответствующим усовершенствованием органа слуха. Постепенно анатомо-физиологические предпосылки к восприятию и воспроизведению речи стали устойчивыми признаками вида, непрерывно развиваясь, они закрепились у человека и начали передаваться из поколения в поколение. Причем в тех языках, где изменение высоты звука выполняет смыслоразличительную функцию, как это имеет место в тональных языках у некоторых азиатских и африканских народностей, там у всех рано развивается хороший звуковысотный слух. Об этом убедительно свидетельствуют эксперименты А.Н.Леонтьева и Ю. Б. Гиппенрейтер с вьетнамскими студентами. Европейские же языки в основном тембровые. Это, по-видимому, является одной из причин того, что в какой-то период овладения речью тембровый слух подавляет звуковысотный, и музыкальное развитие затормаживается или надолго останавливается.

       Наблюдения за музыкально одаренными детьми показывают, что многократное подражание различным звукам, постоянное слушание музыки и частое пение тренируют их голос и слух. Это и является первичной формой приобретенного, которую отмечал Б. М. Тегшов, подчеркивая, что «даже и самые способные дети научаются воспроизводить голосом мелодию, соблюдать точность интонации, правильно передавать ритм музыки, но процесс этого научения происходит у них в столь раннем возрасте, так быстро и легко, в большинстве случаев в процессе игры, что ускользает от внимания родителей и педагогов».

 

       Процесс формирования музыкальных способностей можно представить в следующем виде: повышенная реактивность на музыкальные впечатления порождает склонность к слушанию музыки, ее исполнению и сочинению (конечно, в примитивной, неумелой форме в виде прелюдирований, импровизаций), которые перерастают в устойчивую потребность в занятиях музыкой. При этом диалектическая связь между способностью и деятельностью выражается в том, что в отдельные моменты и в разных ситуациях первичным по отношению к деятельности является склонность к музыке и проявление определенных природных свойств или их комплексов; в других ситуациях деятельность выступает основной формой и главной причиной формирования способностей.

       Как указывалось ранее, склонность есть «эмоционально-волевое отношение к деятельности». Применительно к музыкальным способностям музыкальность выражается в отношении — переживании музыки как содержательного целого гой или иной значимости, той или иной глубины и силы воздействия. Это отношение имеет различные градации, которые, отражают уровень музыкальности и музыкальной одаренности в целом: склонность, интерес, влечение, вырастающее в потребность постоянного общения с музыкой или систематического занятия ею. Далее — это устойчивое увлечение музыкой, переходящее в страсть. Но подчеркнем: ареной формирования музыкальных способностей и творческого их проявления является практическая музыкальная деятельность, труд. Тем самым музыкальная деятельность выступает как процесс, а музыкальные способности — как потенциал личности, теснейшим образом взаимодействующие друг с другом.

       На основании работ Тершова, ряда других исследований и педагогических наблюдений можно выделить три основных уровня музыкальной одаренности: 1. Высшие музыкальные способности, которые проявляются очень рано в виде склонностей и требуют минимальных педагогических усилий или участия взрослых для развития элементарных способностей, например, повторения мелодии, следования за музыкальным ритмом звучащей музыки или его воспроизведения. 2. Хорошие и удовлетворительные музыкальные способности, которые начинают интенсивно развиваться главным образом в процессе обучения: их проявление может быть самостоятельным или связано с инициативой взрослых. 3. Неудовлетворительные способности, которые развиваются затрудненно или достигают невысокого уровня даже в результате педагогического воздействия. И все же музыкальные способности, как и любые другие, динамичны по природе. В некоторых случаях они могут и деградировать. Так, при наличии призвания и благоприятных результатов деятельности, казалось бы, нет причин для угасания склонностей и потребностей в музыкальной деятельности. Однако если большинство биографий выдающихся композиторов подтверждают это правило, то примеры М, А. Бадакирева и Дж. Россини, прекративших на склоне лет творческую музыкальную деятельность, являются поразительным исключением. В то же время сила призвания как признак мощи дарования, например, М.Ломоносова, Т. Шевченко, М. Горького, Л. Бетховена, Н. Паганини. Ф. Шуберта, преодолевавших неблагоприятные условия, боровшихся с жизненными трудностями и сумевших их победить, убеждает в значении сложного сочетания способностей с личностными качествами и чертами характера, в первую очередь — волей, настойчивостью, целеустремленностью, для формирования одаренности.

       Одним из результатов научно-технической революции является растущее понимание значения музыки и других видов искусства в повышении творческого потенциала человека, большой роли искусства в воспитании подрастающего поколения. Давно признано, что точные науки — математика, физика, биология, астрономия и другие — формируют познавательные способности и развивают мышление школьника, а искусство, и в первую очередь музыка, формирует чувства и нравственные качества будущего гражданина. Мир музыки — эмоциональная сфера психики человека. Сила ее в непосредственном пробуждении таких чувств, которые составляют субъективную и интимную сторону личности и ее переживаний. Самые гуманные чувства — сочувствие в горе, переживание печали, торжества победы, светлой радости — музыка вызывает легко и непосредственно своим звучанием и тем самым эмоционально воспитывает человека, подготавливая его к реальным переживаниям. «Страдание, понимаемое в человеческом смысле, — писал К. Маркс, — есть один из способов, каким человек воспринимает свое «я»». Точные науки и искусство, физика и музыка не противоположны, а дополняют друг друга в системе воспитания целостной личности, так как выражают необходимые и взаимосвязанные стороны рационального и эмоционального в человеке и в любой его деятельности.

      Особое значение имеет музыка в детском и юношеском возрасте, когда формируется личность. Если в общей педагогике отчетливо разграничиваются обучение и воспитание, то в эстетической и художественной области такое разделение немыслимо, эстетическое воспитание и художественное обучение слиты, их разделение уничтожает смысл эстетического, обедняет личность и снижает эффект обучения. Занятия музыкой и рисованием, интерес к поэзии и театру необходимы для эмоционального и нравственного воспитания, без которого школьное образование к воспитание будет односторонним и неполноценным, что может отрицательно сказаться в последующей жизни человека.

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

·        Котляревский И.А., Полянский Ю.А. Актуальные проблемы музыкального образования. - Киев. «Музычна Украина», 1986.

·        Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев. «Радянська школа», 1973.

·        Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. - М.: " ВЛАДОС", 1997.

·        Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М.: «Наука», 2003.

·        Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: «Педагогическое общество России»,  2004.

·        Золотарёва А.В. Дополнительное образование детей. - Ярославль. «Академия развития», 2004.

·        Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2002.

·        Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М.: " ВЛАДОС", 1997.

Категория: Методические работы | Добавил: marina (14.10.2013)
Просмотров: 1147 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Ссылка
ССЫЛКА
Ссылка
ССЫЛКА
.
.
...
...
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  • Создать бесплатный сайт с uCoz