Дополнительная предпрофессиональная программа
в области музыкального искусства
«Струнные инструменты»
Предметная область «Музыкальное исполнительство»
Аннотация к рабочей программе «Специальность»
Программа учебного предмета «Специальность» разработана на основе федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной программе в области музыкального искусства «Струнные инструменты».
Учебный предмет «Специальность» предлагает обучение игре на скрипке, арфе или виолончели и имеет одинаковый объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на его реализацию.
Учебный предмет «Специальность» является предметом обязательной части учебного плана по предпрофессиональной программе «Струнные инструменты» и направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на струнных инструментах, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие учащегося.
Струнные инструменты являются не только сольными инструментами, но ансамблевыми и оркестровыми. Поэтому, владея игрой на данных инструментах, учащийся имеет возможность соприкоснуться с лучшими образцами музыкальной культуры в различных жанрах. В классе ансамбля или оркестра учащийся оказывается вовлеченным в процесс коллективного музицирования, используя знания, умения и навыки, полученные в классе по специальности.
Срок освоения программы для детей, поступивших в МБУДО «ДМШ №19» в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет восемь лет.
Для поступающих в образовательное учреждение, реализующее основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок обучения может быть увеличен на один год.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом МБУДО «ДМШ №19» на реализацию предмета «Специальность» включает аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) занятия.
Недельная аудиторная нагрузка по учебному предмету:
1 – 4 классы – 2 часа;
5 – 8 классы 2,5 часа;
9 класс – 3 часа.
Максимальная учебная нагрузка по учебному предмету (аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) занятия) с 1 по 8 класс составляет 1777 часов; максимальная учебная нагрузка в 9 классе - 297 часов.
Форма проведения учебных аудиторных занятий – индивидуальная.
Целью программы по учебному предмету «Специальность» является:
· обеспечение развития музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области исполнительства на струнных инструментах;
· выявление одаренных детей в области музыкального исполнительства на фортепиано и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования.
Задачи программы:
· формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на скрипке произведения
различных жанров и форм в соответствии с ФГТ;
· развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству; · развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;
· освоение учащимися музыкальной грамоты, необходимой для владения инструментом в пределах программы учебного предмета;· приобретение учащимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
· приобретение учащимися умений и навыков, необходимых в сольном,
ансамблевом и оркестровом исполнительстве.
Обоснованием структуры программы «Специальность» являются федеральные государственные требования, отражающие все аспекты работы преподавателя с учащимся.
Программа содержит следующие разделы:
· сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
· распределение учебного материала по годам обучения;
· описание дидактических единиц учебного предмета;
· требования к уровню подготовки обучающихся;
· формы и методы контроля, система оценок;
· методическое обеспечение учебного процесса.
Методы обучения, используемые в рамках программы учебного предмета «Специальность»:
· словесный (объяснение, беседа, рассказ);
· наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приемов);
· практический (работа на инструменте, упражнения);
· аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
· эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Материально-техническая база МБУДО «ДМШ №19» в рамках реализации программы соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по предмету «Специальность» оснащены роялями или пианино , пюпитрами, которые можно легко приспособить к любому росту учащегося.
МБУДО «ДМШ №19» имеет в наличии концертный зал с концертным роялем, библиотеку и фонотеку. Помещения оснащены звукоизоляцией и своевременно ремонтируются. Музыкальные инструменты регулярно обслуживаются настройщиками.